Глава 3. Мы вSPоMним всё.

Введение
Главы: 1 2 3 4 5 6
Приложение 1

Приложение 2

фото 10. [2*N]
Конв. Анаг.

Ещё год назад, для сборки стерео пары я применял Adobe Photoshop, эту незаменимую программу растровой графики. Тот, кто имеет некоторое представление о стерео анаглифе, наверняка пользовался программой Anaglyph Maker . Так вот, забудьте про неё. Компоновать с её помощью стерео так же удобно, как вскапывать огород пластмассовым совочком. Времена стремительно меняются и теперь для сборки стерео используется StereoPhoto Maker (SPM). Богатые возможности, удобство и простота интерфейса программы, созданной энтузиастами стерео и распространяемой бесплатно, делает сведение стерео пар удовольствием. Эта работа в Фотошопе теперь напоминает бег с препятствиями в мешке из-под картошки. Мало того. Отпала необходимость в создании для просмотра у себя на компьютере разных видов стерео пар. Не нужно делать анаглифы и конвергенты. Стало возможным хранить лишь выровненные по высоте и повороту исходники, а с помощью SPM просматривать их как конвергенты, в увеличенном виде (программа способна синхронно скроллировать два изображения) и компоновать анаглифы на лету, ещё и убирая "свечение" красного. Если вам интересно узнать каким образом производилось изготовление стереопар в Фотошопе, смотрите первое издание Азбуки: глава 3 и глава 4.

Скачать программу можно с сайта разработчиков. Она лежит виде полного архива, состоящего из двух файлов. Распакуйте и пользуйтесь. Если у вас модемный доступ в интернет, и скачивание пяти с лишним мегабайт для вас нелёгкая задача, то можно скачать только собственно программу (версии 3.03) без файла помощи. Основные операции программы будут описаны в этой главе и файл помощи вам не понадобится. Версия 3.03 является последней версией в которой удобно реализовано автоматическое выравнивание. В более поздних версиях разработчики программы были вынуждены её ухудшить из-за проблем с авторским правом. Я рекомендую пользоваться версией 3.03.

Если вы сохраняете исходники стерео в виде резервных копий на CD, то целесообразно записывать на диск ещё и SPM. Тогда диск можно привозить в гости для демонстрации своих шедевров - программа не требует прописки в реестре и, следовательно, не инсталлируется. Хотя делать запись программы на CD нельзя без письменного разрешения авторов, я полагаю, что это вполне допустимо для некоммерческого использования.

В приложении к Азбуке даны небольшие исходники. Они специально не выровнены по повороту и горизонтали. Именно такие фотографии получаются при съёмке одним аппаратом или плохо сделанной фото спаркой. У вас есть возможность читая главу тренироваться на приложенных файлах. Скачайте исходники на винт, читайте главу и обрабатывайте их вместе со мной в SPM.

фото 11. [O]
Конв. Анаг.

Начиная с версии 3.03 появилась обалденная операция автоматического выравнивания [ALT+A]. После её работы остаётся лишь изменить положение стереоокна при помощи движка H.Position.

В программе под строкой меню находится панель инструментов. Вот их описание:

Открыть стереофото. Аналогично нажатию клавиши [W]. Служит для загрузки готовой стерео фотографии. На закладке внизу будет виден блок Stereo Format в котором можно выбрать вид открываемой фотографии. Если открывается параллельная пара или конвергент, то нужно выбрать пункт Side-by-side. Если анаглиф, то пункт Anagliph(Gray) для чёрно-белого и Anagliph(Color) для цветного.

Очень полезная возможность программы: перевод готового конвергента в анаглиф и наоборот (с потерей цвета). Для этого нужно нажать [W] и выбрать вид загружаемого файла Side-by-side для конвергента и Anagliph для анаглифа. После этого входной файл будет разрезан на два исходника. Из цветного анаглифа можно получить только бесцветный конвергент. Этот процесс понравится тем, кто умеет смотреть параллельно или перекрёстно, но не имеет цветных очков. Появляется возможность увидеть размещённые в интернете анаглифы в виде бесцветного конвергента или параллельной пары (для этого, возможно, вам придётся уменьшить её на экране кнопкой [F3].

Открыть исходники [O]. В списке файлов при нажатом "CTRL" выделим правый и левый кадры. Сливая файлы с аппарата желательно давать именам окончания _L и _R. Так будет удобнее работать в SPM. Для загрузки исходников в виде конвергентной пары (автоматическая «рокировка» половинок), поставьте галку в пункте Swap Left/Right. Галка в кубике Show Preview позволит увидеть фотографию перед открытием. Чтобы поменять местами кадры после загрузки, нужно нажать [X].

Открыть моно фотографию [CTRL+O]. Тут всё и так понятно. SPM можно использовать как просмотровщик и редактор моно фотографий.

Открыть из списка фотографий [ALT+O]. Появится проводник в котором можно увидеть все фотографии в папке.

После открытия файлов добавятся следующие инструменты:

Сохранить стерео фотографию [S]. Запись картинки в файл, в том виде, в каком она видна в программе. Для стереопары справедливо следующее: если левый кадр находится слева, то получится параллельная стерео пара, иначе конвергентная (имена написаны в заголовке окна программы). Выходной файл может быть в нескольких форматах. Чаще всего используют BMP и JPG. Для последнего можно изменить степень сжатия и посмотреть какого размера получится файл. Когда сохраняете анаглиф уберите галку в кубике 'No compression ghosting'. Это заметно уменьшит размер выходного файла и, в старых версиях просмотровщика ACDSee, такая фотография будет корректно отображаться по цветам. Иначе вы увидите сине-жёлтый вариант анаглифа. Не убрать эту галку является характерной ошибкой начинающих стереофотографов.

фото 12. [sam]
Конв. Анаг.

Я советую вам сохранять фото в виде *.bmp и позже конвертировать в *.jpg , но уже в Adobe Photoshop - его кодек JPEG-компрессии качественнее. Необходимо открыть готовую стереофотографию в bmp-формате, выбрать пункт меню Файл/Сохранить для WEB, на появившейся панели справа выбрать из списка JPEG и, регулируя число степени качества, выбрать подходящий для вас размер выходного файла (он виден слева внизу). Я пользуюсь таким правилом: "нормальный вес" в килобайтах для анаглифа равен произведению разрешения, делённому на 2500. Например 1024*768/2500= 314 Кб Это средний вес полноэкранного анаглифа для 17" мониторов. Если на фото много мелких деталей (фото голого кустарника), то нормальный вес увеличивается в 1.5-2 раза. Фото бильярдного шара на зелёном сукне может весить 70 Кб. Затем для контроля качества, нужно оценить разницу между bmp и jpg в программе - просмотровщике (я использую ACDSee). В полноэкранном режиме нужно «попрыгать» с одного на другой и посмотреть бросается ли в глаза разница. До тех пор, пока не появится заметное ухудшение, можно попробовать сжать посильнее - этим вы облегчите страдания несчастных пользователей модемов 56К. Однако не перестарайтесь. Попробуйте из разрешения 900*600 сделать файл весом 50 Кб и вы поймёте что такое «грязный» объём. Почти всегда я сохраняю анаглифы на уровне качества High 60.

фото 13. [nok]
Конв. Анаг.

Сохранить левый и правый кадры [CTRL+S]. При помощи ползунка Image Quality можно задать размер выходного файла. К окончанию имён файлов можно автоматически добавлять _l и _r (блок Additional letters for distinction).

Резак [B]. Служит для синхронного обрезания обоих кадров пары. Кликаем на любой картинке левой кнопкой мыши и протягиваем до диагонально - противоположного угла. При резке (кропировании), рамка видна в обоих картинках пары, что помогает следить за выполнением условия нахождения границ кропа в пределах картинок. Потом можно отменить этот процесс [ESC] или, нажатой левой кнопкой мыши, переместить рамку в нужное место и отпустить. Процесс резки (кропирования) будет произведён.

Изменение размера [R]. При размещении конвергентов в интернете придерживаются правила, выработанного стерео сообществом по умолчанию. Не стоит делать горизонтальный размер пары больше 1000 пикселей. Обычно конвергенты имеют размер 900х500, а каждая половинка, соответственно, 450х500. Поэтому можно, и нужно, уменьшать разрешение стерео фотографии. В появившемся окне, внизу видны истинные размеры кадров, а в окне ввода величины Х надо поставить число 450. Вертикальное значение будет проставлено программой, если выбрать Keep Aspect-ratio в блоке выбора. Получившаяся в результате уменьшения фотография будет растянута во всё окно программы; чтобы увидеть реальный вид нажмите [J].

Стрелки [CTRL+Z CTRL+X] служат для отмены/применения последней операции.

Поменять половинки пары местами [X].

Вызов навигатора [N]. Пригодится при увеличенном просмотре.

Показать/скрыть рамочку [CTRL+B]. Настроить размер и цвета рамки можно командой [ALT+B]. Рамка может быть трёхполосной. Если ширину полосы сделать нулевой, то изображаться она не будет – некоторым нравятся 2-х полосные рамки. Советую ставить одинаковое количество пикселей ширины полос для печати/сохранения (Print/Save) и для просмотра на экране (Display).

Во весь экран [ENTER]

фото 14. [O]
Конв. Анаг.

Сглаживание ступенчатости линий [ CTRL+R ] улучшает восприятие картинок малого размера.

Во всё окно программы [F].

Один в один [J]. Показ фото в истинном размере пикселя.

Чёрно-белый анаглиф [F6]. В списке рядом с инструментом нужно поставить галку в пункте red/cyan для просмотра в красно - синих очках.

Цветной анаглиф [F7]. В списке рядом с инструментом целесообразно поставить галку в пункте half color (red/cyan) чтобы уменьшить "свечение" ярких красных и синих цветов.

Стерео пара [F9]. Два исходника будут расположены рядом. Их можно менять местами клавишей [X] для получения пары параллельным или перекрёстным методом просмотра.

Удобное выравнивание [K]. Самый главный инструмент программы, для этого она и создавалась. На одной панели собраны все движки и кнопки, которые позволят выправить перекосы съёмки. Понажимайте кнопки Left и Right. Это показ изображений для красного и синего фильтров цветных очков. Верните оба слоя нажав кнопку Both Images. Для помощи при выравнивании служит сетка (галка в кубике Show Grid). В подавляющем большинстве случаев, достаточно воспользоваться только инструментами на закладке Basic. Движки в блоке Rotation служат для вращения слоёв относительно сетки. Если снять галку совместного вращения Link both rotation together, то слои можно вращать независимо друг от друга.

фото 15. [O]
Конв. Анаг.
 
фото 16. [fs]
Конв. Анаг.

Начнём процесс редактирования. Для простоты объяснения я показываю это на стереопаре входа на станцию метро «Динамо» (скачайте исходники левого и правого кадров пары). Раскройте окно Easy Adjustement на весь экран и нажмите кнопку 100% SIZE. Теперь постараемся найти на нашей фотографии заведомо вертикальные линии. В большинстве случаев это столбы и рёбра зданий. В примере это будет ближнее к нам ребро здания. Включите сетку и нажмите кнопку Left. При помощи движка L в блоке Rotation сделайте ребро здания параллельным вертикальным линиям сетки. Теперь нажмите кнопку Right и выставьте вертикально ребро здания правого кадра. Включите оба слоя, нажав кнопку Both Images.

Следующий шаг – подгон, под горизонтальные линии сетки, одной и той же точки красного и синего слоёв. Например кронштейна для флагов на стене. Делается это движком слева от фотографии V.Position. Стереопара приобрела почти законченный вид. Остался последний штрих геометрии – позиционирование предмета относительно стекла монитора. Можно задвинуть все точки здания и ступеней вглубь экрана, а можно «вытащить» его на зрителя, что гораздо эффектнее смотрится (я так по молодости и делал), но пользоваться этим приёмом нужно со знанием дела. Поговорим об этом в четвёртой главе. А сейчас сдвинем горизонтальный движок H. Position влево/право чтобы совпали красный и синий слой ближайшего к зрителю вертикального ребра стенки ступеней. Наше здание и ступени ушли вглубь монитора . На этом редактирование исходников завершено и можно смело нажать OK.

Я рекомендую зайти в настройки программы из меню Edit / Preferences и внизу проставить галки в следующих кубиках:
• Enlarge Easy Adjustment Dialog (окно удобного выравнивания будет открыватся на всё окно программы);
• Startup with it ’ s window maximised (программа SPM будет открыватся во весь экран);
• Auto Crop after adjustment ( после поворота слоёв они будут автоматически подрезаться, чтобы не вылезали белые клинья по краям кадров).

Выравнивание [CTRL+A].Служит для грубого выравнивания одноимённых точек пары по единой горизонтали. Курсор принимает вид диеза #. Выберите любую удобную точку на одном из кадров и кликните по ней. Затем кликните по этой же точке на другом кадре пары. Картинки сдвинутся и эти точки будут находяться на одной горизонтали, а внизу, в окне координат сдвига, видно на сколько пикселей смещено одно изображение относительно другого по осям X и Y. При фотографировании спаркой получаются исходники без «завалов», но с разбежкой по высоте на пару десятков пикселей. Поэтому быстрое редактирование исходников я делаю следующим образом. Нахожу на фотографии некую точку на земле, расположенную близко к нижнему краю исходников (очень часто это окурок на асфальте :-) и делаю выравнивание [CTRL+A] по этой точке. Тем самым я исправляю исходники по высоте и делаю сведЕние по ближнему плану, что даёт «заэкранный» объём на стереофотографии. Бывали случаи, когда я делал сведЕние по зрачку фотографируемого для того, чтобы анаглиф можно было смотреть без очков, как моно для простого ознакомления.

 

Быстрая коррекция цветов для лучшего восприятия стерео [CTRL+K]. Если оттенок неба на половинках пары разный, это будет исправлено.

Для улучшения восприятия любой уменьшенной картинки, в том числе моно, помогает увеличение резкости или шарпинг (от анг. shaping). Этот фильтр вызывается клавишей [U] и имеет возможность настройки степени резкости. Я обычно выставляю значение 35-47. Шарпинг одинаково полезен и конвергентам и анаглифам.

Теперь для вас не составит большого труда снять стереопару и скомпоновать её для публикации в любой стерео галерее. Гораздо сложнее снять пару, а затем скомпоновать её так, чтобы она приятно воспринималась другими людьми. Если хотите узнать какие ошибки подстерегают стереофотографа на каждом шагу, то вам стоит прочитать следующую главу.

 

Главная

© necster. Апрель 2006.