Глава 1. Зачем нас делают людьми с ограниченными возможностями?

  Введение
Главы: 1 2 3 4 5 6
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
 
фото 1. [C]
Конв. Анаг.

Да просто так давно повелось… так дешевле. Мы каждый день смотрим телевизор, видим фотографии в журналах и просто привыкли к тому, что это изображение плоское. Нам не приходит в голову мысль о том, что фотография может быть намного информативнее и зрелищней!

Вы должны были заметить одно неприятное явление: побывав в неком живописном месте и радуясь тому, что удалось его запечатлеть своим фотоаппаратом, дома вы испытываете разочарование от просмотра отснятого материала. Порой вам приходит в голову мысль о необходимости купить дорогой, более «профессиональный» аппарат. А всё дело в том, что объёмная сцена места, где вы были, не может быть адекватна передана методом плоской фотографии.

фото 2. [C]
Конв. Анаг.

Проделайте небольшой опыт: попросите знакомого бросить вам с расстояния 3-4 метра маленький предмет, например ключ или монету, а сами поймайте его, зажмурив один глаз. Это очень сложно сделать, гораздо проще будет ловить смотря на предмет двумя глазами. Когда мы смотрим моно фотографии, то даже не замечаем того, что находимся в положении ущербного человека.

Только стерео позволит получить полное удовольствие от просмотра фотографии, даст возможность «окунуться» в изображение, словно побывать в том месте где оно было снято и «пощупать» его взглядом. Для этого нужно найти интересную сцену для съёмки, правильно выбрать точку съёмки, базу смещения правого кадра относительно левого и вы получите кусочек пространства в том виде, в каком оно находилось «в данный, совершенно конкретный момент времени», как говорила моя учительница физики. Стерео рассматривать гораздо интереснее, чем такую же моно фотографию. Особенно, если пары сняты не одним аппаратом, а спаркой, которая позволяет фотографировать без ограничений по движущимся объектам. На стерео фотографии, за счёт наличия избыточной информации, можно оценить расстояние до объектов и сразу ухватить их взаимное расположение. Стерео хочется рассматривать дольше, чем моно.

Мне нравится снимать архитектурные виды в стерео, благодаря чему можно увидеть то, что не увидишь глазами в реальности. Это связано с возможностью снимать далеко распложенные здания с большой стереобазой. При этом на фотографии все здания приобретают хороший объём и визуальную обособленность друг от друга. Так архитектуру можно увидеть только в движении, например проезжая по мосту в автобусе. Одна широкообзорная стереопара в технике анаглифа даст о снятом архитектурном ансамбле гораздо больше информации, чем два десятка моно фотографий, снятых с разных точек. Стерео, по воздействию, находится ближе всего к скульптуре. Но разница в необходимости учитывать задний план кадра или фон, который при рассматривании скульптуры является второстепенным. Малопривлекательное стерео отличается от удачного, примерно так же, как памятник Эрнсту Тельману (фото 2) от «Давида» Микельанжело.

фото 3.
Конв. Анаг.
 
 

В последние 15 лет кино постепенно отходит от стандартов моно фотографии, которые долго оказывали своё влияние. Если раньше снимали статично стоящей камерой, в лучшем случае меняя в кадре фокусное расстояние, то теперь всё большее время, от общей продолжительности фильма, идёт съёмка движущейся камерой. Это добавляет в сцену объём и эффект присутствия, а так же даёт возможность понять расположение сцены.

Классический пример "прыжок с зависанием" в "Матрице" [3-я минута]. Он снят при помощи нескольких десятков фото камер. Они были установлены таким образом, чтобы смотреть на главную героиню. В момент зависания все камеры синхронно сработали и сняли сцену в один и тот же момент времени, но с разных точек (заметно проявление ошибки toe - in о которой будет рассказано в четвёртой главе) . Получилось многоракурсное стерео. Потом эти кадры были склеены в 2 секунды экранного времени. Получился хороший эффект объёма "статичной динамики".

Ещё пример. Фильм "Пароль: рыба-меч" [8-я минута]. Взрыв заряда на заложнице. Камера делает "облёт" рапидно снятой сцены примерно на 1/2 круга. В то время использование этого приёма "bullet-time", позаимствованного у "Матрицы", ещё не считалось моветоном. Такое добавление объёма, при помощи движения, делает кино интереснее. Не зря такие сцены ставят в самое начало фильма.

Российский кинематограф, так же, активно использует этот приём. В первых пяти минутах фильма "Обратный отсчёт" из 48 монтажных кусков 26 снято подвижной камерой. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего фильма, придавая действию захватывающий динамизм.

Компания "Dimension films" пошла еще дальше. Она сняла два фильма в технике анаглиф, что дешевле в показе, чем поляризационно - фильтровое кино, демонстрируемое в I-MAX. Наверняка вы их смотрели или о них слышали. Фильмы "Дети шпионов 3D" и "Приключения Шаркбоя и Лавы". Сюжет детский, но стерео эффект вполне качественный. Им можно памятник поставить за популяризацию стерео. После похода в кино у многих остались на руках картонные красно - синие очки, которые являются самым массовым билетом в мир стерео.

Стереофотеров пока ещё мало, мы все друг друга заочно (и очно тоже) знаем. Выставляем в интернете и обсуждаем свои работы, стремимся выработать принципы, которым надо придерживаться, чтобы снимать качественное стерео которое, несмотря на свою почти 170-летнюю историю, ещё обширное пространство где ждут новых поселенцев, и готовы помочь любыми советами. Чтобы быть с нами потребуются: цифровой фотоаппарат (подойдёт и мобильный телефон с камерой), компьютер и желание учится. Следует отметить что не фотоаппарат красит человека, но человек извлекает из аппарата максимум возможного. Чтобы делать каждую новую съёмку лучше предыдущей вам поможет терпение, умение узнавать и запоминать свои ошибки, чтобы избегать их впредь.

В статье я использовал фото, снятые мной и моими коллегами. На моих фотографиях указано, чем именно они сняты:

[N] Nikon coolpix 4600
[C] Canon ixus 55
[O] Olympus C-1
[sam] камерофон Samsung D-500
[nok] камерофон Nokia 7270
[ fs ] карманный компьютер Fujitsu - Siemens Loox 720
[ jb ] «шпионская» камера-зажигалка JB -1

Ниже фотографий, которые для удобства в тексте статьи приведены в уменьшенном моно виде, находятся ссылки на полноразмерные варианты для перекрёстного просмотра (Конв.) и для цветных очков (Анаг.) Более подробно об этих методах просмотра читайте во второй главе.

 

Главная

© necster. Апрель 2006.