Глава 5. Как сделать фотоспарку.

  Введение
Главы: 1 2 3 4 5 6
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
 
фото 34.
Увеличить

Парадокс, но чем доступнее становится цифровая фотография, тем сложнее найти готовое аппаратное решение для двухракурсной стереофотографии. Раньше можно было приобрести плёночные спарки, как среднеформатные так и 35-мм. Сейчас предлагаются варианты спец штативов для соединения двух цифровых аппаратов в единый организм. Вот ссылки на такие варианты, которые мне любезно предоставила Евгения Вазенмиллер:

http://www.courtesy.nl/tac/camera/cameras.htm
http://www.pokescope.com/cameras/
http://www.ledametrix.com/index.html
http://www.stereoscopy.com/3d-images/camera.html

фото 35.
Увеличить


Существует несколько способов синхронизации двух аппаратов.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ. Управление через инфракрасный пульт двумя одинаковыми фотоаппаратами. Вариант имеет свои сложности. Срабатывание происходит с некоторой задержкой, так как эта функция предназначена для фотографирования самого себя. Вторая проблема заключается в малой степени синхронизации. Каждый аппарат наводит резкость и после этого запускает таймер затвора. Если время наведения разное, то и удовлетворительной синхронности не получится. За интервал времени от фокусировки до срабатывания затвора могут измениться условия освещения, если снимать в облачную и ветреную погоду. Полагаю, что этот вариант хорошо использовать для натюрмортной, пейзажной и портретной съёмки в ясную погоду или при хорошем студийном освещении в помещении.

фото 36.
Увеличить

ВТОРОЙ ВАРИАНТ. Соединение аппаратов и LANC-синхронизатора через специальные разъёмы наподобие мини-джека. Такие разъёмы есть на некоторых дорогих любительских цифрокомпактах, в частности Canon power shot G-5. Достоинства метода в высокой степени синхронизации и удобстве управления кнопками зума аппаратов на синхронизаторе. Зум-механизмы с обратной связью "договариваются" между собой и точно выставляют фокусные расстояния. Таким аппаратом легко снимать быстро движущиеся объекты, например брызги волн и фонтанов, спортивные сюжеты. Те, кто интересуется подробностями, могут прочитать о синхронизаторе здесь:
http://www.ledametrix.com/lancshep
К недостаткам можно отнести высокую суммарную стоимость такого стереофота, большой вес комплекта. Область применения не ограничена, но необходимость снимать со штатива затрудняет возможность использования в области репортажной фотографии. Каждый день такую установку с собой на прогулку не возьмёшь.

фото 37.
Увеличить

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ. Стерео насадка призматического или зеркального типа на один аппарат. В интернете можно найти мастеров предлагающих услуги по изготовлению насадок под конкретный аппарат заказчика. Примеры:
http://www.freewebs.com/larryeda/
http://stereomagica.narod.ru/index1.htm


Достоинство насадки в возможности использования хорошего аппарата со сменной оптикой. Недостатки заключаются в создании стереопары на одном кадре и малая стерео база - как правило не более 8 см. Наилучшего результата, с помощью собственной разработки, добился Victorbah [Виктор Бахарев]. Он снял корону падающих капель на поверхности воды и ещё много чего интересного.

ЧЕТВЁРТЫЙ ВАРИАНТ. Механическое нажатие кнопок затвора. Можно планкой с толкателями на ней, если расположить аппараты вертикально (кнопки затворов находятся на одной линии вдоль которой перемещается планка). Самый простой под вариант - расположить аппараты горизонтально и нажимать пальцами. Но степень синхронизации становится неудовлетворительной. Даже идущую по кругу лошадь мне пришлось снимать 20 раз и потом выбирать лучшую, но далёкую от совершенства, пару. Анаглиф можно увидеть тут.

фото 38.
Увеличить

Таким образом техническое задание на создание стереофотоаппарата можно сформулировать следующим образом.
1. Минимальные стоимость, вес и габариты.
2. Степень синхронизации, достаточная для съёмки идущих людей.
3. Лёгкость крепления на штативе.
4. Возможность быстрого изменения стерео базы и поворота аппаратов на 90 град.
для съёмки под конвергент.
5. Возможность съёмки с рук.


Эти требования привели меня к выбору небольшого по габаритам, сравнительно недорогого и простого в использовании аппарата Nikon coolpix 4600 (сейчас его приемник называется L4). Долго думал каким способом сделать синхронизацию. Разбирать и впаивать дополнительные электроцепи не подходило. Хотелось оставить возможность использовать аппараты поодиночке и не терять гарантию. Механический спуск планкой проявил себя плохо ещё на двух Olympus C-1 из-за наличия люфтов. В итоге остановился на варианте нажатия кнопок затвора механическим тросиком Kaiser 6130 (фото 35). Тросик предназначен для аппарата с раздельным поднятием зеркала и спуском затвора, длина 50 см.

фото 39.
Увеличить

Я рассмотрел множество вариантов крепления двух аппаратов. Среди стереофотографов, снимающих спаркой, существует ошибочное мнение будто бы чем ближе оптические оси объективов к 64 мм.(среднестатистическое расстояние между глазами), тем "правильнее" получится стереопара. Из практики стерео известно - базис должен быть примерно 1/50 расстояния до ближайшего объекта. При большем базисе возникнет диссонанс ближнего и дальнего планов. Уменьшение базиса уменьшит дальность различимо объёмного пространства (ДРОП).

Долго колебался выбирая схему скелета спарки. Альтернатива была такая. Или неудобная из-за больших габаритов, но с возможностью изменения базы и ориентирования аппаратов (вертикально для конвергентов, горизонтально для анаглифов). Или компактная и прочная, но с фиксированной базой и ориентацией. Выбор определила неожиданно возникшая необходимость поехать с женой в Питер. За два дня сделал скелет спарки с фиксированной базой и вертикальным расположением аппаратов. Предоставлялась возможность поснимать в нашем любимом городе; спарка должна была быть удобной - ведь её предстояло носить с собой три дня напролёт.

фото 40.
Увеличить

Скелет сделан из дюралевых уголков с шириной полки 25 мм., скреплённых заклёпками при помощи специальных клещей. Внешние габариты рамы 15х26 см. В качестве чехла я использую непрозрачную папку с молнией для бумаг формата А4. Аппараты крепятся фото-винтами к регулировочным площадкам и внизу ещё одним шипом в отверстие для ремешка (фото 36). База 11 см. Это даёт диапазон глубины в интервале 2-30 метров. Ближе начинается не комфортность восприятия переднего плана, дальше 30 метров идёт уплощение. Напротив кнопок затвора распложены деревянные колодки, состоящие из двух деревянных брусков. В одном из них мини дрелью с фрезерной насадкой сделано цилиндрическое углубление для наконечника тросика. Зажим колодки осуществляют два шурупа. Для удобства, при переноске кнопка толкателя тросиков закрепляется в кожаном держателе (фото 38).

Nikon удобен тем, что колесо выбора режима расположено на задней плоскости и не закрывается колодкой тросика, а ось кнопки спуска затвора расположена под углом, что позволяет подвести тросик несмотря на близкое расположение аппаратов
(фото 41). Настройка синхроспуска заключается в перемещении в колодке одного из наконечников ближе/дальше к кнопке затвора. Внизу привинчена площадка для быстрой установки спарки на трипод Continent A-2 или монопод Sumdex SLC-096SV. Рама оклеена плёнкой, ручки обмотаны шнуром (фото 37).

фото 41.
Увеличить

Управление настройкой зума раздельное. У аппаратов 20 положений 3-х кратного зума, но на экране полоска-индикатор зума имеет только 6 положений. Благодаря этому можно снимать на этих легко уловимых "точках подскока" (фото 39). Я стараюсь снимать на фокусном расстоянии от 45 до 70 мм. Это позволяет передать перспективу наиболее привычно для глаз.

В аппарате используется двухпозиционная кнопка спуска затвора. Лёгкое нажатие производит наводку на резкость. Необходимо добиться индикации настройки резкости на обоих аппаратах (горит зелёный светодиод около видоискателя). И в нужный момент надо резко нажать на кнопку толкателя тросиков. Произойдёт спуск затворов. О степени синхронности приходится судить на слух. В большинстве случаев я снимаю 2-3 дубля одного кадра и потом выбираю лучший по синхрону.

Из-за спешки при изготовлении применил уголки с шириной полки 25 мм. Если использовать уголок 35 мм, то отпадёт необходимость в регулировочных площадках
(фото 40), которые я добавил потому, что крепёжное отверстие фотоаппарата расположено далеко от его передней плоскости, и ширины уголка недостаточно для сверления в нём отверстия для фото-винта.

фото 42.
 
 

Сделать такую спарку сможет любой человек, который дружит с напильником и дрелью. Спарка не является идеальным изделием, но достаточно проста и надёжна, что позволяет снимать "живое" стерео и не ограничиваться статичными кадрами. Большинство фото в разделе "Мир глазами фотоаппарата" сняты этой спаркой.

Позже я понял, что можно обойтись без сложного изготовления рамы и тросика. Для съёмки архитектуры и пейзажей применяется большая база, порой до 10 метров. И штатив для такой базы сделать нереально. Выход в фотографировании с напарником, который нажимает спуск по команде фотографа (
идея 3Dimki). Но человека вполне может заменить штатив. Приспособление представляет собой площадку, которая крепится на штатив. К площадке один аппарат привинчен, а второй установлен на шлицевом соединении. После выставления режима съёмки с таймером, двумя пальцами нажимаем на кнопки спуска и за 10 секунд можно успеть снять аппарат, отбежать на расстояние базы и направить его на объект стерео съёмки. Низкая степень пальцевой синхронизации, на больших дистанциях до объекта, не окажет сильного влияния.

 

Главная

© necster. Апрель 2006.