Главная > проект „Скрытое пространство кадра“

 
„Не пренебрегайте мелочами, ибо от них зависит совершенство, а совершенство – это не мелочь.“
Микеланджело Буонарроти

В любительскую фотографию я пришёл через стерео – первые публикуемые в инете работы были стереопарами и анаглифами. Собственно говоря, проект „Стерео“ и статья „Азбука стереофотера“ легли в основу данного сайта. Обычная монофотография делалась только для семейного альбома. Лет через шесть, уже считая себя неплохим стереофотером, я понял, что творчество зашло тупик. Технически всё было хорошо, но я всё чаще ловил себя на мысли, что делаю стерео ради стереоэффекта. В моих фотографиях, при наличии хорошей передачи объёма снимаемой сцены, было крайне мало „настроения“ – душа у фотографии отсутствовала.
  Начиная, примерно, с 2008 года я стал учиться снимать классическую цвето-свето-теневую фотографию. Этот процесс протекал параллельно с увлечением советскими объективами, что нашло своё отражение в разделе „Субъективно про объективы“. Позже я начал активно снимать на цветную негативную плёнку и в результате получился, неплохой на мой взгляд, раздел „Заметки о Серой комнате“. Полагаю, что цветная фотография у меня стала худо-бедно получаться; лучшие работы представлены в проекте „Философия 5и6“. Затем я попробовал себя в чёрно-белой фотографии (разделы „Неформально о неформате“ и „Чебуняшки“). Теперь двигаюсь дальше и пробую соединить эстетику классической чёрно-белой фотографии с возможностями анаглифной стереоскопии, стараясь при этом не допускать смещения творческого акцента в стереоэффект, а только лишь раскрывать пространство хорошего кадра.

Чем так привлекательна для меня стереофотография? Интересной судьбой. Если на монофотографии многие десятилетия лежало „родовое проклятье“ противопоставления живописи и она долго завоёвывала право считаться искусством, то стерео (родившееся на несколько лет раньше моно), никогда не соревновалось с живописью. Всё началось в 1837 году со стереоскопа Чарльза Уитстона и стереорисунков (статья). Появившиеся позднее стереопары стояли в стороне от монофотографии и живописи. Как ни странно, стереофото боролось за внимание зрителя с кинематографом (а позднее с телевидением). У стерео несколько иные композиционные правила. Каноны, пришедшие в монофотографию из живописи, не „ложатся“ на стерео без модификации. Мне было очень интересно находить эти композиционные правила стереофотографии в процессе обретения опыта съёмки и „сборки“ анаглифа.

Даже сейчас, когда 3D-фильмы стали обыденностью, анаглифная стереофотография остаётся экзотикой; она словно падчерица в семье изобразительных искусств и по количеству адептов сравнима с собирательством спичечных этикеток в эпоху доминирования газовых зажигалок. Забавно чувствовать себя арьергардным элитарием :-)

В анаглифной фотографии нет мелочей (отсюда и такой эпиграф); если яркая точка или блик в кадре, видна одним глазом, но не наблюдаема другим, то это сразу будет замечено. Поэтому надо очень тщательно выбирать точки съёмки стереопары и „вылизывать“ работу при компоновке, дабы исправить все имеющиеся несбалансированности. Затраты времени при обработке анаглифа значительно превышают средние показатели по монофотографии.

  Для просмотра больших фотографий вам понадобятся красно-бирюзовые очки, которые можно купить в магазинах „Ашан“ (отдел аудио-видео). Качество фильтров очков можно проверить.

 

 

 

 

 

 

 

  Комментарии читателей и автора

  #1 Сергей, почему вы перестали выкладывать перекрёстные стереопары, которые можно смотреть без очков?
  Конвергенты, про которые вы говорите, могут научиться смотреть далеко не все. Анаглиф это законченное авторское произведение; просмотр такого стереокадра более комфортен, фотография может занимать всю площадь экрана, а не только лишь половину. При съёмке под конвергент, левый и правый кадр стереопары нужно делать с более широкой базой, чем под анаглиф. Анаглифные очки стали гораздо чаще встречаться в продаже. Таким образом, стереопары стали для меня полуфабрикатом для создания анаглифа и я принял решение больше не выкладывать конвергенты.

  #2 Для чего вы стали внедрять подпись в пространство анаглифа? просто в углу недостаточно?
  Я не против копирования своих работ, но некоторые сайты затирают лэйбл и, фактически, лишают меня авторства. Например тут забита подпись на моём анаглифе станции «Славянский бульвар». Вот и приходится ставить подпись не в углу.

© necster , 2014 - 2015