Главная > „Заметки о Серой комнате“ > Смена-35 – дёшево и сердито

 
Я, конечно, сначала хотел прилететь на драконе и изрыгнуть пламя на этих воинов.
Ну, а потом подумал – к чему эти дурацкие понты?

}{0ТТ@БЬ)Ч
Только самые простые вещи никогда не разочаровывают.
Эрих Мария Ремарк
Я несколько раз порывался купить Смена-35, но отказывался от покупки – камера несерьёзная, фактически детская. А год назад я поснимал на мыльницу Sunpet и меня „пробило“ – понравился стиль съёмки и то, как окружающие люди реагировали на камеру – с живейшим интересом; даже собака позировала с явным старанием. Попробовал снимать на Эликон-535 – хорошая камера, но выдержку с диафрагмой нельзя регулировать независимо друг от друга.
  Смена-35 является „последним сантиметром“ линейки шкальных камер для юных фотографов. Если не принимать во внимание коллекционную редкость – довоенную складную Смену, то славная история этих, выражаясь современным языком, беспонтовых камер началась в 1953 году. Именно со Сменой входили в мир фотографии многие (если не все) нынешние зрелые плёночники.
Смена-8 и -8М попала в книгу рекордов Гиннеса, как самая массовая фотокамера в мире (21 041 191шт.)

Я купил сразу две камеры: 92 года с синей полосой (синюха) и 93-го с зелёной (зеленуха). И не отказался бы от предложения купить камеру с третим видом окраса – в белом корпусе (королевская Смена). В советское время у меня был опыт съёмки на Смена-6 и Смена-Символ. Смена-35 вобрала в себя их достоинства, хотя и не избавлена от некоторых недостатков. Курковый взвод Смена-Символ увеличивал вероятность отказа камеры. После падения моей камеры, курковый взвод стал периодически клинить и ремонт помогал ненадолго. Я так и не смог (тогда) найти причину неисправности, и камера легла на полку. Боковая педалька спуска затвора, лично мне, неудобна.

У Смена-35 полистироловый корпус – наименее колкий из всех Смен. В видоискатель виден красный колпачок рычага затвора – сразу видно, что он не взведён. Раздельные перемотка плёнки и взвод затвора позволяют делать „мультики“ – кадры с мультиэкспозицией. Это может быть и недостатком, если вы не приучились перематывать сразу после того, как сделали кадр. Отличный захват хвоста плёнки приёмной катушкой при зарядке камеры. Интересно выполненный механизм включения обратной перемотки позволяет делать ночные кадры на длительной выдержке без необходимости удерживать кнопку пальцем.

Теперь о недостатках, которые есть и у этой камеры. В видоискатель видно намного меньше того, что попадёт на плёнку (пример). Ведомая кадровой перфорацией звёздочка одета на вал ограничительной шестерни без натяга и болтается. Это приводит к проскальзыванию плёнки и огромным межкадровым промежуткам шириной в 3-4 перфорации. На 24-х кадровой плёнке вольготно разместятся всего 18. Из-за смазанного сборщиками (вероятно, прикола ради) фрикциона зеленухи, её счётчик кадров показывает (в неведомом порядке) температуру воздуха городов мира. Вместо бесконечности (на обеих камерах) фокусер в положении „бесконечность“ сфокусирован на 10 метров. Иными словами, риска шкалы фокусировки смещена влево и находится напротив красного колпачка спущенного рычага затвора. Первые три недостатка я исправил (заменил видик на более широкоугольный, закрепил звёздочку и удалил смазку фрикциона), а к четвёртому привык. Фактически это положение гиперфокальной дистанции.

Теперь о конкретном фотографировании. Хороший объектив схемы Триплет (или триплед, как написано в инструкции к довоенной Смене) даёт достаточно резкое изображение. Ярко выраженных „зайцев“ не ловит, но световые потоки иногда ложатся на кадр совершенно непредсказуемо. Контровый свет заметно роняет сочность цвета. Светосила объектива не бог весть какая высокая, но f/2.8 шкальнику не показана – на коротких дистанциях можно не попасть резкостью в нужное место. Для повседневного использования Смена-35, самой правильной чувствительностью плёнки для лета будет 200 единиц. Тогда, на улице, самыми ходовыми выдержками станут 1/125" и 1/250", а диафрагма f/8 - f/16 (зимой – 400 единиц). Угол обзора объектива с фокусным расстоянием 40 мм достаточно широк для фотографирования людей и пейзажей. Для архитектурной съёмки он, конечно, узковат. Смена-35 подходит для жанра – люди не воспринимают камеру всерьёз или вообще не замечают – на улице спуск затвора еле слышан самому фотографирующему. Смену-35 я часто беру как вторую (запасную) плёночную камеру, а зимой ношу в качестве повседневной (центральный затвор легко переносит сильные морозы).

Смена – самая правильная камера для первой пробы поснимать на плёнку. Ищите на вторичке Смену-8М – проверить работу затвора (визуально) сможет даже очень далёкий от фотографии человек, а центральный затвор менее подвержен разрушительному воздействию времени, чем шторный затвор Зорких, ФЭДов и Зенитов.
 
Кликните по фотографии для просмотра её в среднем размере.

 

 

 

 

 

 

 


© necster , 2013