Главная > проект „Философия 5и6“

 
В чём разница между мастером, ремесленником, фотографом, фотодрочером и фотолюбителем?
В отношении человека к фотоделу. Я считаю, что мастер это тот, кто зарабатывает на жизнь фотографией. Ремесленник – тот, кто делает это без души. Фотографом считает себя каждый второй владелец цифрозеркалки. Пути-дорожки фотодрочера (фд) и фотолюбителя (фл) расходятся в том месте, где фотографирующий человек даёт сам себе ответ на вопрос: «что мне необходимо для того, чтобы мои фотографии стали лучше?». ФД убеждает себя в необходимости замены тушки на последнюю модель и покупки набора топовых объективов из профи-линейки того бренда, на котором он „сидит“. Некоторые прыгают с одного бренда на другой в поисках „того самого комплекта, с которого-то всё и начнётся“. Вот только подкоплю деньжат, и...!
  И попрут шедевры тучными стадами, и взлетит фоторейтинг имярека до небес, и будет ему Щастье.
Я уверен, что это не путь вверх – это лишь тень той самой лестницы, по которой имеет смысл идти фотолюбителю.

Фотолюбитель понимает, что новые многопиксельные тушки потребуют покупки объективов с более высокой разрешающей способностью и этот путь только отдалит его от фотографии. Я убеждён в том, что фото-новинки последних лет предназначены
лишь для создания у фотолюбителя ложного чувства неполноценности.
Цель – заставить его тратить свою жизнь не на получение удовольствия от фотографирования, а на зарабатывание денег для ненасытных фотобрендов и бесконечную погоню за эфемерным идеалом. Фотография при этом уходит на третий план, уступив место работе и семье, недовольной постоянным отсутствием папы. На форумах стало совершенно естественным прочитать примерно такое: „Купил D7000 на прошлой неделе, сделал уже 4000 кадров, две трети из них тестовые, проверял точность работы автофокуса при различных условиях освещения, настраивал поправки бэк/фронт-фокуса под все свои объективы. Очень расстроен фокусировкой - промахивается. Что скажете про второй пятак? Может лучше его взять?“. Если это то, ради чего покупалась камера, то самые продвинутые в мире фотографы – работники фотомастерских. У них самые богатые возможности тестирования различных сочетаний новейших объективов и тушек.

Я не пошёл по этому пути – знал, что мои фотографии не станут лучше после апгрейда тушки и оптики. Наоборот, цифрозеркало стало меня сковывать своим весом и габаритами. Я не хочу таскать такую камеру каждый день. Но, по закону подлости, самые интересные кадры попадаются на пути именно тогда, когда с тобой нет фотоаппарата. Сейчас я редко беру с собой цифрозеркало – маленькие камеры гораздо практичнее. Мне стало совершенно достаточно невысокой светосилы объектива. Освободившись, наконец, от тяги „купить что-нибудь интересненькое из старых объективчиков“, я стал просто фотографировать то, что мне интересно и получать от этого удовольствие. Спокойно отношусь к периодам нежелания брать в руки камеру. Это нормально. Любитель фотографирует глазами; фиксация увиденного на внешнем носителе это необязательное дополнение к умению наблюдать окружающий нас мир.

Повторю ещё раз то, что сам понял не сразу. Фотолюбителю важно научиться получать удовольствие от фотографирования.
Для любителя главное не результат, а впечатления и эмоции, испытываемые на пути к результату.
В этом и только в этом смысл фотолюбительства. Результат важен для профессионала. Для профи норма копирование и подражание модным течениям (фишкам, типа „прыгающая свадьба“, „жених на ладошке“). Любитель может позволить себе ничего не знать о таких „зубрах“, как Александр Родченко, Анри Картье-Брессон, Валерий Щеколдин, Рене Мальтэ или Александр Калион, а самостоятельно „нащупать“ их приёмы в процессе поиска своего стиля. Беда многих цифорзеркальщиков в том, что быть фотолюбителями (искать свой стиль) они не хотят, а профессионалами (скопировать чужой и начать зарабатывать камерой деньги) не могут и повисают в пространстве внутренней неудовлетворённости от отсутствия признания. Читают Лапина, Дыко, Фроста, Маргулиса в надежде, что их фотографии начнут нравиться другим фотоюзерам. Ан нет. Не в этом смысл владения камерой для „охотников до фотографии“. Ловить „лёгкое дыхание бытия“ – вот наша задача. Не ищите признания вовне; довольствуйтесь лишь собственной оценкой свох фотографий и сравнивайте себя сегодняшнего с собою в прошлом.
Всё иное – болото тщеславия, в котором легко захлебнуться, если поставить себе цель добиться признания в интернет-галереях.
И не называйтесь фотографом, если вы не кормитесь фотографией. Это пафосно и смешно.
Фотограф это профессия (довольно скучная), а фотолюбительство – манера восприятия окружающего нас мира.
Мне близка целостность в подходе к фотографии, которая не создаётся, а „ловится“ целиком (не снимаю постановочные кадры). Хорошая фотография (для меня) это удачная случайность. И я фотографирую ради редкой (как в анекдоте: мне Новый Год нравится больше секса – чаще бывает) удачи отличного снимка. Понемногу стал чувствовать интересный кадр и успевать остановиться, поднять камеру и нажать на спуск. Техника уже не имеет для меня решающего значения. Сейчас я не рассказываю чем фотографирую, чтобы не травмировать психику тех, кто с энтузиазмом приветствовали обзоры советских объективов на цифрозеркале. Однако, для адекватных читателей моего сайта приоткрою завесу тайны.

Я стал чужим на форумах как цифровиков, так и плёночников. Первым я уже стараюсь не писать, что за фотоматериалами они перестали видеть фотографию и превратились в секту свидетелей плёнки (за что меня призывают забанить). А цифровики обижаются, когда им пишешь, что яркий синий цвет неба при вытянутых глубоких тенях делает фотографию похожей на рисунок из детского журнала „Весёлые картинки“; и что при просмотре фотографии зрителю желательно ощутить мимолётность, хрупкость запечатлённого момента. Наличие лишь высокой детализации и ярких красок это признак не фотографии, а фотки. Шлёпать красочные фотки сотнями – удел людей без вкуса, некий фотофастфуд.

Возможно, я неправ. Фотография это переданное зрителю (через зафиксированное изображение) состояние души снимающего. И если красочные картинки эту задачу выполняют, то это правильно и я просто ворчу по-стариковски... Время покажет. Посмотрите чёрно-белую фотографию Антанаса Суткуса. Сейчас боятся так фотографировать – вдруг снег камеру испортит. Цифровики забракуют её за смаз, шевеленку и плохую резкость, а плёночники назовут „спинофоткой“. А ведь она великолепна. История! По этой фотографии можно сочинить микрорассказик. Это утро, детей ведут в школу, конец зимы, слякотно и зябко. Тем не менее люди идут работать на благо своей страны. В этой фотографии есть жизнь! То самое дыхание бытия, наличие которого и превращает фотку в фотографию.

Представленные кадры сделаны недорогими камерами. Моя любимая диафрагма f/5.6; по её произношению и назван это проект.
 
Кликните по фотографии для просмотра её в среднем размере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1   [2]   [3]   [4]

  Комментарии читателей и автора

  #1 Сергей, ну вы бы поучились фотографировать что-ли. Ну это же отстой, шлак яндекс-фоток и то намного лучше. На выставки походите, в дом фотографии, альбомчики какие в книжном полистайте. А то смотреть не на что.

  #2 Точно! Афтор дятел. Думает снимает на пленку и он уже гуру. Накопи на нормальную зеркалку нищеброд.
  Да, всё правильно. Я только учусь фотографировать. Буду стараться снимать интереснее.

  #3 Отличные фотографии. Автор, не обращай внимания. "Ловить „лёгкое дыхание бытия“ – вот наша задача." - именно так. А ведь не понимают.
  Спасибо. У каждого фотографирующего есть свой взгляд на то, какая фотография хорошая, а какая плохая.
Главное – иметь этот взгляд. А критика это нормально. Если тебя только хвалят, то есть повод задуматься, а не сон ли это?

  #4 "Двадцатка" даёт своеобразное ощущение динамики, но если не учитывать композиционные решения, то в результате получится псевдодинамика. Постарайтесь обратить внимание на композиционную часть снимка, тут пока несколько слабее, чем надо бы. Для ломографии не достаёт... "отвязанности", а для классического понимания фотографии - точности построения кадра и расставленных акцентов.

  #5 Что все практически фото не фокусе
  Не родной язык русский для вас?

  #6 Мой фэйсбук GELFER OLEG и это все благодаря Сергею. Большое спасибо тебе Сергей.

  #7 Здравствуйте Сергей!
А зачем Вам эти комментарии людей, пытающихся высмеять Вашу работу? По-моему Вы весьма самодостаточны и у Вас много интересных снимков.
  Спасибо. Если бы я был политиком, то написал бы о том, что мне важно знать мнение всех посетителей моего сайта; что мне интересна не только положительная, но и отрицательная реакция. «Бла-бла-бла, всякая пафосная фигня о нашей конторе» ©.
Однако, я с пролетарской прямотой отвечу – любой новый текст, появившийся на HTML-странице, привлекает к ней интерес поисковых ботов, тем самым увеличивая шанс этой страницы и сайта в целом оказаться на первой странице выдачи при поиске по запросу (даже не относящемуся к теме конкретной страницы или сайта). Меркантильный интерес, короче говоря.

  #8 по поводу резкости и дорогих объективов (к авторам верхних постов) - посмотрите снимки Анри Картье Брессана. Наверное, по вашей философии ему тоже стоило в нашем времени (если б жил), накопить на нормальную зеркалку)))) Ваши снимки, Сергей, мне очень понравились. Вот моя страничка 500px - http://500px.com/jazzman266. Буду рад, если посмотрите и может даже откомментируете! Ну и на фейсбук добавляйтесь - будем дружить) https://www.facebook.com/aleksej.erykalin
  Добрый день, Алексей. Я полагаю, сейчас бы Брессон с удовольствием снимал на цифру. Щелкунчиком он был тем ещё. Хорошую уличную фотографию можно и мобильником снять; тем более, переведя потом в ч/б. Фотографии ваши я посмотрел, но так как ещё слишком плохо разбираюсь в фотографии, то комментировать пока воздержусь. А вот соцсети я категорически не приемлю. Это извращённый способ человеческой коммуникации. На мой взгляд, конечно.

  #9 Сергей, много хороших снимков, чувствуется стиль. Удачных моментов Вам когда камера под рукой) Жаль нельзя здесь подписаться на публикации или чтото вроде этого, с удовольствием бы последил за новыми вашими путешествиями в мире стрит фотографии и в частности самодельным 6на9 с 35мм ;)
  Спасибо за добрые слова; рад, что не только я вижу наличие стиля в моих кадрах. Вряд ли мне удастся допилить на сайте возможность подписки на новые фотографии. Всё-таки я не настолько хорошо знаю PHP. Мой уровень это простенькое HTML-писАние. И потом само наличие рассылки о новостях приводит к тому, что авторы (в ЖЖ это наиболее заметно) начинают постить всякую хрень лишь бы избежать пауз. Я публикую только те фотографии, за которые мне не стыдно. Иногда бывают периоды когда результаты явно не дотягивают до такого уровня. Поэтому данный проект может не обновляться несколько месяцев. К тому же, я вновь стал делать стерео (проект «СПК»).

  #10 "лёгкое дыхание бытия"="эврика".
"Лейка, шмейка. Камера не имеет значения ни на грош. Они только запечатлевают то, что вы видите. А вы должны ВИДЕТЬ...
Какой широкоугольный объектив лучший? - Отступите два шага и ищите Эврику..." кто-то из "общепризнанных"
  Я немного не согласен. Камера имеет значение. Если ты её любишь, то хорошие кадры получаются чаще. Давно уже это подметил – на новую, интересную мне плёночную камеру удавалось сделать много хороших фотографий уже на первой плёнке. Потом выход хороших кадров падал. Посему, любишь Зенит – будешь получать более интересные кадры, чем на надоевшую Лейку. В этом разрезе, камера имеет значение. И широкоугольник лучший тот, которым тебе нравится снимать.

Новый комментарий (премодерация включена!):




© necster , 2012 - 2017